Детский аутизм: "Обучение детей и родителей"
П О И С К

Р. Д. АУТИЗМ
РАЗНОЕ
Развлечения:
Работа:
Услуги:
ПОМОЩЬ

в помощь сайту
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку



WM.копилка - Копилка для Вашего сайта.



     
 
     
Обучение, воспитание детей с аутизмом.

Под воспитанием аутичного ребенка подразумеваем привитие ему желательного поведения, наиболее приемлемого настоящим обществом, и соответственно исключение нежелательного поведения, такого как истерики, навязчивые движения и т.д.
Обучение – привитие навыков самообслуживания, общения, времяпровождения, изучение речи и т.д.

Основными факторами при обучении и воспитании ребенка являются поощрение, наказание и при нежелательном поведении, игнорирование, отвлечение.

Поощрениями, в зависимости от уровня развития ребенка и этапа обучения, могут быть пищевые стимулы, такие как сухарики, орешки, изюм, конфеты и т.д., на следующем уровне обучения применяются игровые стимулы (мыльные пузыри, планшет, машинка и т.д.), на более высоких уровнях можно применять накопительные стимулы (баллы, деньги), которые ребенок может использовать в будущем, при достижении определенного их количества.

Наказание это порицание, лишение свободы действий (поставить в угол, закрыть в комнате, прекратить прогулку, …), лишение поощрения, физическое наказание (крайне нежелательно при обучении аутистов, см.: почему нельзя бить ребенка), применение трудновыполнимых, нежелательных поручений (мойка полов, посуды, физические упражнения, к примеру, приседания).

Как применять поощрения и наказания (стимулы)?

Очень важно стимул применять сразу после действия ребенка (к примеру: правильно положил картинку - сразу получил орешек и похвалу, швырнул картинки – мгновенное порицание и 20 приседаний, в данном случае важно, что бы приседания для ребенка были не желательны, то есть не нравились, а далее собрал раскиданные картинки). Обещание наказания или поощрения использовать не желательно. Потому что ребенок не получает стимула, более того возникает своего рода торг, который для ребенка может расцениваться, как игра, в которой еще не известно кто выиграет. Допустим, ребенок провинился, и Вы обещаете его лишить следующей прогулки, однако когда приходит время прогулки, он делает, что то (ходит по пятам и нудит или обнимает и целует Вас, …), за что Вы вынуждены его отпустить на прогулку.
Наиболее эффективно при обучении ребенка с аутизмом внедрять бальную систему поощрения на раннем этапе. В данном случае в качестве баллов могут использоваться фишки, смайлики, палочки, … К примеру, во время занятия в качестве поощрения Вы используете орешки и естественно даете их после каждого правильно выполненного поручения, в результате ребенок быстро насытится и орешки перестанут быть достойным стимулом. Чтобы этого не произошло, за каждое правильно выполненное поручение ребенок получает смайлик, а при достижении определенного количества смайликов получает орешек (параллельно обучаясь счету), причем лучше не давать ему орешек сразу, а предоставить право выбора поощрения из нескольких вариантов, по Вашему предложению. пример

Как выбрать, найти стимулы?

На начальном этапе все просто, даем ребенку то, что ему нравится. Что касается пищевых (вкусовых) стимулов, они используются при обучении детей с низким интеллектуальным уровнем, для того, что бы ребенок понял принцип получения поощрения. После того как ребенок поймет, что за выполнение поручения он будет поощрен, необходимо менять пищевые стимулы на более социально приемлемые (мыльные пузыри, планшет, …). Для этого в первую очередь необходимо обучить ребенка пользоваться этими «стимулами». То есть в процессе обучения, Вы учите его пускать мыльные пузыри, играть с машинкой или куклой, пользоваться планшетом. После привития навыком пользования «стимулами», необходимо выбрать наиболее действенный. Для этого можно предложить ему на выбор 3 предмета (потенциальных стимула), тот который он выберет чаще, и есть наиболее действенный. Процедуру выбора необходимо совершить, как минимум 10 раз. пример

Как устранить нежелательное поведение?

Лучший способ: постараться определить причину и устранив ее избежать нежелательного поведения. Однако сделать это бывает очень сложно, особенно в отношении аутичных детей. Очень часто нежелательное поведение служит инструментом для привлечения внимания и вызывания реакции окружающих, на это поведение, с целью получения каких либо благ, причем это касается не только детей с аутизмом. У «аутистов», помимо вышеуказанного, причиной возникновения нежелательного поведения может быть что угодно: сенсорное перенасыщение (музыка, громкий шум, новые запахи, долгий просмотр изображений, в том числе занятия с карточками, …), нарушение привычных схем (изменение маршрута передвижения, изменение распорядка, изменение расположение предметов, …), метеозависимость, сейсмозависимость, ухудшение самочувствия, чувство голода, …
Основными рычагами воздействия на нежелательное поведение, являются отвлечение и игнорирование, а иногда намеренное усиление нежелательного поведения для того, что бы ребенок им насытился (к примеру, если во время занятия рисованием, ребенок в качестве протеста начал мять лист бумаги с рисунком, дайте ему еще лист бумаги, что бы он его смял, потом еще один и еще, пока он не насытится, а далее еще пару листов, что бы притупить интерес к мятью бумаги в будущем), так же в качестве вспомогательных рычагов можно использовать поощрение и наказание.
Допустим, у ребенка возникло нежелательное поведение в виде истерики. Как обычно в данной ситуации действуют родители, берут ребенка на руки или дают ему какое либо угощение, при этом успокаивают его славами, то есть хвалят. По всей вероятности истерика постепенно прекратится, так как ребенок получил то, что он хотел. Однако данные действия усилят периодичность и интенсивность проявлений нежелательного поведения. Поэтому в случае появления нежелательного поведения, его необходимо проигнорировать, а параллельно попытаться якобы случайно отвлечь внимание ребенка (начать заниматься его любимым делом без него), более тога в случае прекращения или снижения интенсивности нежелательного поведения, ребенка можно поощрить, а при возобновлении нежелательного поведения, лишить поощрения, то есть наказать.
Эффект будет достигнут в том случае если Ваша реакция на нежелательные проявления будет мгновенной и систематической. Период достижения положительного результата зависит так же и от особенностей ребенка (лично нам хватило порядка 5-ти дней, что бы избавиться от истерик, было не легко, но все получилось). пример

Как научить ребенка выполнять поручения, слушаться?

Для того чтобы ребенок Вас слушался, необходимо доказать ему, что вы более сильная личность и добиться его расположения.
Расположения ребенка можно добиться с применением подарков, поощрений, выполнением его просьб.
Как правило, при контакте с новым человеком, ребенок начинает провоцировать его, зачастую применяя нежелательное поведение. Главное не поддаться на провокацию (не делать того чего он ожидает от Вас) и конечно не пугаться. В виду того, что у аутичных детей подкорка (подсознание) более развита, чем кора головного мозга, они очень хорошо чувствуют людей. Так что, стоит Вам растеряться, испугаться, он сразу это заметит.
Для того, что бы «аутист» стал выполнять поручения, его к этому нужно приучать. Начинать нужно с простейших поручений, не требующих от него ни каких затрат («дай руку», «дай стакан», который стоит рядом с ним, «подуй», …), возможно с применением элементов игры. Постепенно ребенок привыкнет делать то, что Вы ему поручаете. Если ребенок не хочет выполнять Ваше поручение, его необходимо переключить на что-то другое, при этом инициатива обязательно должна быть Ваша. То есть у него должно сложиться впечатление, что он не выполнил Ваше поручение не из-за того, что не захотел, а из-за того, что Вы этого не позволили. Естественно, как при любом обучении, необходимо применять поощрения и наказания. Если на Ваше поручение он отреагировал нежелательным поведением, целесообразно применить наказание.
Здесь самое главное, что бы ребенок привык к тому, что Ваши поручения ему в любом случае придется выполнить. Дело в том, что «аутист» живет подсознанием, по привычным ему схемам, как только в его подсознании отложиться, то что Вас нужно слушаться – цель достигнута. пример

Как прививать навыки, обучать ребенка?

На самом деле методик много и описать их здесь все, нет возможности, так что разберем основные принципы.
Очень важно ни когда не идти на уступки, всегда добиваться от ребенка выполнения поставленной задачи. В случае если он не может справиться с поставленной задачей, необходимо ему помочь, именно помочь, а не сделать вместо него. Если Вы вместо ребенка выполните поставленную перед ним задачу, в следующий раз он будет стараться смоделировать подобную ситуацию. Нежелательно давать сложные поручения, состоящие из нескольких действий. То есть если Вы хотите научить ребенка чистить зубы, не стоит сразу обучать всей процедуре чистки зубов. Целесообразнее будет данную процедуру разбить на этапы (звенья) и обучать каждому звену отдельно, причем приступать к обучению следующего звена только в том случае если выполнение изучаемого звена происходит «на автомате», без ошибок. Так как аутисты живут по знакомым им схемам, очень важно обучение проводить в одной и той же последовательности. Звено (этап обучения) должно содержать минимум действий, то есть одно звено не должно быть таким: «взял тюбик с пастой, открыл тюбик, взял щетку, нанес пасту на щетку», ребенку будет проще, если каждое действие будет отдельным этапом обучения (звеном). Простое обучение, с точки зрения ребенка, вероятнее всего не вызовет отторжения, а возможно даже разбудит интерес, что сделает его более эффективным.
Проблема аутистов в том, что они не могут себя занять, происходит это из-за того, что их этому ни кто не научил. Именно по этому новые навыки, после обучения нередко становятся им интересны. В дальнейшем, в качестве своего времяпровождения, ребенок может самостоятельно, без Вашей команды, воспроизводить полученные навыки. К примеру, Вы научили ребенка чистить зубу, при этом обучение не вызвало у него ни каких отрицательных эмоций, далее в повседневной жизни можно наблюдать картину, как ребенок берет зубную щетку и начинает водить ей по зубам (чистить зубы), как правило, в данной ситуации, ребенок не воспроизводит всю цепочку, а совершает одно или несколько действий, наиболее интересных и простых для него. В данной ситуации делает, он это не для чистки зубов, а попросту занимает себя.
Не маловажно обучение проводить циклично, с повторением. Причем повторение должно занимать большую часть времени обучения. У аутичных детей есть особенность, обучаемые навыки воспроизводить не сразу после обучения, а через какой то промежуток времени. Допустим, Вы обучаете ребенка, какому то навыку, но он ни как ему не поддается, Вы приступаете к обучению другого навыка, а через некоторое время возвращаетесь к первому. Очень вероятно, что ребенок воспроизведет первый навык гораздо лучше, нежели это было сразу после его обучения. Период данной цикличности индивидуален для каждого ребенка. пример

Ребенок не играет в игрушки, что делать?

Очень часто можно наблюдать картину когда ребенок «мается от безделья», не знает чем себя занять. Казалось, взял бы игрушки, игры и играл. Но проблема в том, что ребенок с аутизмом может делать только то, чему обучен и игрушки не являются исключением. Так что наряду с обучением сортировке, счету, речи, …, его необходимо обучать играм, как индивидуальным, так и групповым. К сожалению, заранее сложно определить какая игра или игрушка в будущем будет интересна ребенку. Поэтому необходимо обучать игре с различными игрушками и играми. Алгоритм обучения игре идентичен обучению другим навыкам. То есть, разбиваем процесс обучения на отдельные действия (звенья) и обучаем каждому звену по отдельности, не важно, игра с машинкой, куклой или конструктором «лего». пример

Ребенок не идет на контакт, что делать?

Как обстоят дела в России с обучением детей страдающих аутизмом. К сожалению для правительства нашей Родины эта проблема не являет приоритетной, если даже не забытой. Аутизм в законе “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" определяется как одно из расстройств эмоционально-волевой сферы, хотя в МКБ-10 он официально входит в категорию “Общие расстройства развития” (т.е. затрагивающие все сферы психики, а не только эмоциональную). подробнее>>

 
   

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz